Практическое руководство по Somnium VR1: ПК VR уровня энтузиастов по сложной цене
Somnium VR1 — это новая VR-гарнитура для ПК, которая обеспечивает впечатляющий угол обзора (FOV) и имеет дисплеи с высоким разрешением, что идеально подойдет энтузиастам, уже работающим в экосистеме отслеживания SteamVR и ищущим обновление, или компаниям, у которых есть деньги, которые можно потратить. Можно было испытать на мероприятии Somnium Connect, проходившем в Праге, Чехия, где можно было впервые взглянуть на версию, предназначенную для клиентов, поставки которой, по словам, начнутся в этом месяце.
Пражская компания, создавшая VR1, наиболее известна своей метавселенной платформой Somnium Space, что делает ее первой в серии гарнитур с большим полем обзора. Для первого устройства оно очень хорошо усовершенствовано благодаря тесному партнерству компании с Vrgineers, чешским производителем оборудования, создавшим серию корпоративных гарнитур XR с высоким разрешением и большим углом обзора.
Предоставлены премиальные функции, хотя гарнитуры производятся в Европе и могут похвастаться интенсивным тестированием качества, цена отличается по сравнению с основными конкурентами, Pimax Cystal (1600 долларов США) и новым Crystal Light (900 долларов США), и именно цена становится самым большим камнем преткновения в целом. Самое дешевое «Classic Edition» от Somnium стоит 1900 евро (около 2060 долларов США) и включает только VR, а не передачу смешанной реальности, отслеживание глаз или рук. Приобретение Ultimate Edition, обойдется около 3500 евро (~ 3820 долларов США). В частности, сюда не входят налоги на доставку или местные налоги, а также необходимые базовые станции SteamVR или дополнительные контроллеры.
30 минут на трех демонстрациях, ориентированных на симуляторы, позволяют предположить, что VR1 определенно обеспечивает большую часть того, что обещано, хотя и с некоторыми оговорками (и функциями), которые, вероятно, подтолкнут многих к более дешевой альтернативе… но не всех.
Оптика и дисплей
VR-оптика всегда требует балансирования. Изменить вес на ясность? Тонкий профиль для лучшей передачи света? Обычные линзы для более широкого поля зрения? Многие из этих компромиссов проявляются в двухэлементных асферических линзах VR1, которые имеют много достоинств, но имеют несколько заметных недостатков.
Линзы VR1 обеспечивают замечательную четкость и превосходное пропускание света, в частности, благодаря очень большой «зоне наилучшего восприятия», которая является оптимальной областью, в которой глаза зрителя могут двигаться, сохраняя при этом четкое и последовательное изображение. VR1 также поддерживает широкий диапазон межзрачковых расстояний (IPD) от 58 мм до 76 мм благодаря ручной регулировке IPD.
Столь большой угол обзора требует значительного внимания к коррекции искажений — битва, которая еще не полностью выиграна. Во время демонстрации можно было заметить некоторую шаткость на периферии оптики, хотя это определенно приемлемо, поскольку не доставляет никакого дискомфорта. К счастью, хроматическая аберрация не стала проблемой благодаря последнему обновлению серийной версии.
Главной особенностью, несомненно, является большой угол обзора — 130° по горизонтали и 105° по вертикали — который идеально подходит для полнофункционального авиасимулятора. В сочетании с яркостью дисплея (подробнее об этом ниже), большой угол обзора — это то, к чему, скорее всего когда-нибудь будут стремиться все гарнитуры, включая автономные.
Симулятор полета действительно показывает полный опыт того, что может предложить VR1, демонстрируя его сквозной проход в смешанной реальности, идеально замаскированный, чтобы можно было видеть ручку управления полетом и комбинацию приборов, пока мимо игрока проносится виртуальный мир DCS. Это делается с помощью двух сквозных камер RGB с разрешением 12 МП и разрешением 4056 × 3040, которые очень хорошо работают в симуляторе полета, который, в частности, был освещен верхним светом, чтобы компенсировать темное, угрюмое освещение демонстрационной зоны.
Технически Somnium Connect был публичным мероприятием, открытым для всех, кто купил билет. Среди людей в очереди были и местные, кто хотел опробовать гарнитуру ради развлечения, были и некоторые заядлые игроки, ишущие убедительные доказательства того, что ее стоит покупать. Хотя некоторые, вероятно, в любом случае ушли с четким решением, VR1 также нацелен на такие компании, как летные школы, которые тратят значительно больше на движущиеся платформы и реальные расходы на полеты, связанные с техническим обслуживанием и большим количеством дорогостоящего топлива. Поскольку в PC VR отсутствует контент смешанной реальности, он, вероятно, будет использоваться только для такого рода сквозных случаев, которые можно легко переключить, нажав кнопку в верхней части устройства.
Хотя не удалось увидеть полное поле зрения при прохождении, кажется, что он откалиброван так, чтобы объекты казались лишь немного дальше, чем они были на самом деле, однако искажение объектов ближнего поля было минимальным и достаточно резким, чтобы увидеть отдельные текст на комбинации приборов. Возможно, этого будет достаточно для более простых задач, таких как просмотр телефона или включение сквозной передачи, когда кому-то нужно ваше внимание.
Еще одним явным преимуществом является дисплей VR1, который очень яркий: заявленная яркость составляет 210 нит, это самый высокий показатель, который я видел в серийной гарнитуре. Примечательно, что это тот же быстрый ЖК-дисплей QLED mini-LED с локальным затемнением, который вы найдете в Pimax Crystal и Pimax Crystal Light, обеспечивающий 35PPD через два дисплея с разрешением 8,3 МП (2880 × 2880) на каждый глаз и тактовой частотой 90 Гц. Планируется появление режимов 120 Гц и 144 Гц. Здесь эффект экранной двери практически отсутствует.
Заметных нарушений или неравномерностей яркости или цвета дисплея не было замечено. Отчасти это связано со строгим контролем качества (QA) компании, который, по-видимому, является одним из самых важных преимуществ гарнитуры. Компания Somnium инвестировала в, безусловно, очень дорогую систему проверки дисплеев, которая может обнаруживать битые пиксели и другие дефекты, что привело к тому, что генеральный директор компании Артур Сычев назвал прискорбной кучей разбитых дисплеев, которые не достигли должного уровня.
Качество звука и материала
По этой цене вы ожидаете встроенного звука, но это не тот случай, поскольку вам нужно будет либо подключиться к 3,5-мм порту для наушников с обеих сторон, либо пойти по беспроводному маршруту с помощью USB-C-ключа, как в наушниках Razer Hammerhead HyperSpeed.
Возможно, отсутствие звука лучше, чем плохой звук, но все же кажется, что нужно получить что-то наравне с внеушными динамиками Valve Index за эту цену. Как и в случае со всеми жесткими ремешками, шарнир расположен очень близко к уху.
Еще одна вещь, которую ожидаешь — это исключительное качество сборки, которое, к счастью, в основном здесь. Возможно ,более тонкий пластик был использован для облегчения общего веса гарнитуры, что придает ощущение скрипа при особом сжатии.
Вероятно, это связано с тем, что компания предлагает восемь различных вариантов, основанных на одной и той же платформе, которые сочетают и сочетают лицевые панели, интегрирующие отслеживание рук UltraLeap и сквозные камеры. Возможно, проблему решило бы более плотное прилегание лицевой панели к корпусу гарнитуры или, возможно, более прочный (и тяжелый) пластик, но он далеко не дешевый или хрупкий.
Эргономика
Somnium VR1 определенно тяжелый спереди, но не такой громоздкий, как можно предположить на некоторых фотографиях. Не было возможности опробовать базовую версию Classic Edition без всех наворотов для сравнения, однако большая часть передней тяжести платформы, несомненно, обусловлена ее оптическим стеком; Classic Edition (с головным ремнем) всего на 100 г легче своего старшего брата Ultimate Edition.
30 минут использования гарнитуры не особо говорят о долгосрочном комфорте для обычного пользователя, но можно предположить, что час — это максимум, прежде чем понадобится перерыв. Если не прижимать к ремню, из-за чего шарнир располагается дальше от виска и ближе к уху, обеспечивается хорошая посадка и обхватывается затылок.
Кроме того — и это может показаться довольно очевидным — но из-за дополнительного объема вам придется провернуть его, чтобы инерция движения головы не вызывала заметного смещения дисплеев, что может вызвать дополнительный дискомфорт. Сначала кажется, что в симуляторе полета наблюдаются задержки отслеживания и/или рендеринга просто потому, что неправильно прикреплен к голове.
Теперь все совершенно ясно: Somnium VR1 в основном предназначен только для пользователей, которые уже участвуют в экосистеме отслеживания SteamVR или не против выложить тысячи за весь необходимый комплект. Сюда входят базовые станции SteamVR 2.0 напрямую от Valve или HTC, различные контроллеры и ПК, способные запускать эти дисплеи с высоким разрешением.
В частности, в симуляторе полета использовалась RTX 4070Ti и немного Intel Core i7, однако она использовала фовеатный рендеринг благодаря отслеживанию глаз Ultimate Edition, а это означает, что только предприятия и самые увлеченные энтузиасты с достаточной мощностью ПК должны ее применять.
Находиться в Европе – это и благословение, и проклятие. Деньги на стартапы там более скудны, как недавно подтвердил генеральный директор Lynx Стэн Ларрок, и лишь у немногих остаются ресурсы для производства качественных устройств по конкурентоспособным ценам. Somnium VR1 — хорошее предложение, но оно слишком дорогое для такого использования.